Сертификация по протоколам NEDC, NEFZ, WLTP, EPA, JC08, RDE. В чём разница?
Сертификация по протоколам NEDC, NEFZ, WLTP, EPA, JC08, RDE. В чём разница?
Для начала определимся, зачем вообще нужна эта сертификация? Сертификация включает в себя серию обязательных тестов, которые необходимо пройти новому автомобилю, перед тем, как он поступит в продажу. Это необходимо, для того, чтобы новый автомобиль соответствовал заявленным производителем паспортным характеристикам ТС и ограничениям, которые установил регулятор определённой мировой зоны (по выбросу вредных веществ, расходу топлива / запаса энергии и т.д.).
Для электромобилей, самой важной из измеряемых во время этих сертификаций характеристикой, является запас хода, т.к. именно этот показатель - решающий для конечного потребителя, а количество вредных выбросов сведено к нулю. Поэтому мы не будем очень детально рассматривать все процедуры, проводимые при разных сертификациях, их продолжительность и очерёдность, главное - запас хода и то, насколько честно его указали в паспорте.
До сентябра 2017 года, протокол NEDC, разработанный ещё в 70-х годах и принятый в 90-х годах, являлся основным для сертификации новых автомобилей на территории ЕС.
С сентября 2017 года, все новые ТС на территории ЕС должны быть сертифицированы в соответствии с протоколом WLTP. Начиная с 2018 года, сертификация по протоколу NEDC в ЕС больше не проводится. Кстати, в России и Китае от стандарта NEDC решили не отказываться, это очень нравится китайским производителям электрокаров, т.к. при измерении запаса хода по этому стандарту, результат получается несколько завышенным. Почему? Ниже постараемся разобраться.
В чём различия NEDC, NEFZ, WLTP, EPA, JC08, RDE?
Для начала расшифруем эти аббревиатуры.
NEDC - New European Driving Cycle - новый европейский цикл вождения (как выяснилось, не такой уж и новый)
NEFZ - Neue Europaische Fahrzyklus - то же, что NEDC, но на немецком языке, соответственно далее отдельно эту аббревиатуру не рассматриваем.
WLTP - Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedure - всемирно согласованная процедура испытания легковых автомобилей
EPA Federal Test Procedure, или FTP-75 - стандарт сертификации, родом из США. EPA - Environmental Protection Agency - агенство по защите окружающей среды
JC08 - японский стандарт сертификации
RDE - Real Driving Emission - выбросы от реального вождения
Надо обратить внимание, что все указанные выше стандарты сертификации, кроме RDE, предусматривают испытания автомобиля на диностенде, без реального выезда на дорогу. RDE отличается от них тем, что автомобиль выезжает на реальную трассу, где его вредные выбросы собираются в специальный газоанализатор. Этот стандарт был придуман после известного скандала, который все запомнили, как "Дизельгейт", когда концерн VAG уличили в махинациях с ПО своих дизельных автомобилей, что помогло им занизить показания вредных выбросов при сертификации EPA. После этого случая, США под процедуру замера RDE попадают все дизельные легковые автомобили. Нам, как любителям электрокаров, RDE не очень интересен, а вот остальные процедуры рассмотрим подробнее.
Основные различия в процедурах:
Протокол NEDC WLTP EPA JC08
Длина цикла (в минутах) 20 30 31 20
Дистанция (в километрах) 11 23 17.7 8.2
Средняя скорость (в км/ч) 34 47 42.4 34.7
Максимальная скорость (в км/ч) 120 131 91.2 82
Времени на холостом ходу (%) 24 13 19.6 29,7
Температура воздуха (в градусах С) 20-30 23* -7-35 ?
* в Европе количество вредных выбросов договорились измерять при температуре 14 градусов.
Как видно из указанных выше различий, методика WLTP ближе к реальным условиям эксплуатации автомобиля, чем NEDC, этим и обусловлен переход еврозоны от одного стандарта к другому. При этом больше всего доверия заслуживает EPA, т.к. эта методика, по ряду причин, считается самой строгой.
Например, если рассматривать на предмет запаса хода Nissan Leaf второго поколения, то в зависимости от протокола, заявленный запас хода варьируется от 241 (EPA) до 400 (JC08) километров. Европейские протоколы показывают "усреднённые" 378 (NEDC) и 270-285 (WLTP) километров. Стоит отметить, что при сертификации WLTP в рассчёт берётся тип цикла (городской или комбинированный) и размер колёс. Это обусловлено тем, что зачастую, размер колёсных дисков зависит от комплектации автомобиля. Так, в городском цикле, Leaf на 16" дисках, обещает проехать аж 415 км, а на 17" - 389 км. 285 км - запас хода в комбинированном цикле на 16" дисках, 270 км - на 17" колёсах.
Если количество цифр вас смущает, то рекомендуем искать главный параметр, который замеряется при сертификации WLTP, называется он Combined efficiency (комбинированная эффективность), измеряется в киловатт / час на 100 км дороги. Чем это значение меньше, тем лучше (тем меньше энергии тратится на преодоление 100 км). Для Leaf это значение от 19,4 (16") до 20,6 (17") кВт.ч/100 км, примерно на столько опустеет АКБ через 100 км в пути. Ёмкость АКБ у Leaf второго поколения - 40 кВт/ч, делим это значение на 19,4 (16"), получаем примерно 206 км пробега на одном заряде, а если разделим на 20,6 (17"), то получится 194 км. Вот это и есть самый правдивый запас хода.
Как видим, в зависимости от способа измерения, Leaf на одном заряде, способен проехать от 194 до 415 км. Минимальное значение меньше максимального более, чем в 2 раза - так себе конкретика. Это очередной раз доказывает, что на запас хода влияет слишком много факторов и измерить его так, чтобы не соврать, фактически не возможно. Соответственно слепо верить в запас хода, который указан в ПТС, или где-то на сайте официального дилера, не стоит - лучше поискать отзывы реальных владельцев.
Для начала определимся, зачем вообще нужна эта сертификация? Сертификация включает в себя серию обязательных тестов, которые необходимо пройти новому автомобилю, перед тем, как он поступит в продажу. Это необходимо, для того, чтобы новый автомобиль соответствовал заявленным производителем паспортным характеристикам ТС и ограничениям, которые установил регулятор определённой мировой зоны (по выбросу вредных веществ, расходу топлива / запаса энергии и т.д.).
Для электромобилей, самой важной из измеряемых во время этих сертификаций характеристикой, является запас хода, т.к. именно этот показатель - решающий для конечного потребителя, а количество вредных выбросов сведено к нулю. Поэтому мы не будем очень детально рассматривать все процедуры, проводимые при разных сертификациях, их продолжительность и очерёдность, главное - запас хода и то, насколько честно его указали в паспорте.
До сентябра 2017 года, протокол NEDC, разработанный ещё в 70-х годах и принятый в 90-х годах, являлся основным для сертификации новых автомобилей на территории ЕС.
С сентября 2017 года, все новые ТС на территории ЕС должны быть сертифицированы в соответствии с протоколом WLTP. Начиная с 2018 года, сертификация по протоколу NEDC в ЕС больше не проводится. Кстати, в России и Китае от стандарта NEDC решили не отказываться, это очень нравится китайским производителям электрокаров, т.к. при измерении запаса хода по этому стандарту, результат получается несколько завышенным. Почему? Ниже постараемся разобраться.
В чём различия NEDC, NEFZ, WLTP, EPA, JC08, RDE?
Для начала расшифруем эти аббревиатуры.
NEDC - New European Driving Cycle - новый европейский цикл вождения (как выяснилось, не такой уж и новый)
NEFZ - Neue Europaische Fahrzyklus - то же, что NEDC, но на немецком языке, соответственно далее отдельно эту аббревиатуру не рассматриваем.
WLTP - Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedure - всемирно согласованная процедура испытания легковых автомобилей
EPA Federal Test Procedure, или FTP-75 - стандарт сертификации, родом из США. EPA - Environmental Protection Agency - агенство по защите окружающей среды
JC08 - японский стандарт сертификации
RDE - Real Driving Emission - выбросы от реального вождения
Надо обратить внимание, что все указанные выше стандарты сертификации, кроме RDE, предусматривают испытания автомобиля на диностенде, без реального выезда на дорогу. RDE отличается от них тем, что автомобиль выезжает на реальную трассу, где его вредные выбросы собираются в специальный газоанализатор. Этот стандарт был придуман после известного скандала, который все запомнили, как "Дизельгейт", когда концерн VAG уличили в махинациях с ПО своих дизельных автомобилей, что помогло им занизить показания вредных выбросов при сертификации EPA. После этого случая, США под процедуру замера RDE попадают все дизельные легковые автомобили. Нам, как любителям электрокаров, RDE не очень интересен, а вот остальные процедуры рассмотрим подробнее.
Основные различия в процедурах:
Протокол NEDC WLTP EPA JC08
Длина цикла (в минутах) 20 30 31 20
Дистанция (в километрах) 11 23 17.7 8.2
Средняя скорость (в км/ч) 34 47 42.4 34.7
Максимальная скорость (в км/ч) 120 131 91.2 82
Времени на холостом ходу (%) 24 13 19.6 29,7
Температура воздуха (в градусах С) 20-30 23* -7-35 ?
* в Европе количество вредных выбросов договорились измерять при температуре 14 градусов.
Как видно из указанных выше различий, методика WLTP ближе к реальным условиям эксплуатации автомобиля, чем NEDC, этим и обусловлен переход еврозоны от одного стандарта к другому. При этом больше всего доверия заслуживает EPA, т.к. эта методика, по ряду причин, считается самой строгой.
Например, если рассматривать на предмет запаса хода Nissan Leaf второго поколения, то в зависимости от протокола, заявленный запас хода варьируется от 241 (EPA) до 400 (JC08) километров. Европейские протоколы показывают "усреднённые" 378 (NEDC) и 270-285 (WLTP) километров. Стоит отметить, что при сертификации WLTP в рассчёт берётся тип цикла (городской или комбинированный) и размер колёс. Это обусловлено тем, что зачастую, размер колёсных дисков зависит от комплектации автомобиля. Так, в городском цикле, Leaf на 16" дисках, обещает проехать аж 415 км, а на 17" - 389 км. 285 км - запас хода в комбинированном цикле на 16" дисках, 270 км - на 17" колёсах.
Если количество цифр вас смущает, то рекомендуем искать главный параметр, который замеряется при сертификации WLTP, называется он Combined efficiency (комбинированная эффективность), измеряется в киловатт / час на 100 км дороги. Чем это значение меньше, тем лучше (тем меньше энергии тратится на преодоление 100 км). Для Leaf это значение от 19,4 (16") до 20,6 (17") кВт.ч/100 км, примерно на столько опустеет АКБ через 100 км в пути. Ёмкость АКБ у Leaf второго поколения - 40 кВт/ч, делим это значение на 19,4 (16"), получаем примерно 206 км пробега на одном заряде, а если разделим на 20,6 (17"), то получится 194 км. Вот это и есть самый правдивый запас хода.
Как видим, в зависимости от способа измерения, Leaf на одном заряде, способен проехать от 194 до 415 км. Минимальное значение меньше максимального более, чем в 2 раза - так себе конкретика. Это очередной раз доказывает, что на запас хода влияет слишком много факторов и измерить его так, чтобы не соврать, фактически не возможно. Соответственно слепо верить в запас хода, который указан в ПТС, или где-то на сайте официального дилера, не стоит - лучше поискать отзывы реальных владельцев.
23 октября 2020