Законодательство
Как привезти из другой страны, растаможить?
По состоянию на конец 2020 года, процедура таможенной очистки ввозимого электрокара, формально ничем не отличается от аналогичной процедуры, при ввозе обычного автомобиля на ДВС, или гибрида. Есть правда несколько нюансов, но о них чуть ниже. Рассмотрим вопрос ввоза физическим лицом.
Для лёгкого электротранспорта
Электротранспорт мощностью до 4 кВт, у нас пока на подлежит постановке на учёт как ТС, его нельзя застраховать как ТС, у него нет паспорта ТС (в привычном нашему автомобилисту понимании), соответственно и таможится он не как ТС, а как материальная ценность. На материальные ценности есть беспошлинный порог, зависит от он способа ввоза, всего их 3.
Первый - воздушным транспортом - вес не более 50 кг, цена не более 10000 Евро.
Второй - наземным транспортом - вес не более 25 кг, цена не более 500 Евро.
Третий - посылки - вес не более 31 кг, цена не более 200 Евро.
Если превышены оба параметра, то пошлина платится только за тот, где сумма оплаты больше. Базовая пошлина - 15% от превышения беспошленного порога. Пример рассчёта: вы заказали в Китае электроскутер мощностью 3 кВт, его вес - 80 кг, стоимость - 700 Евро, доставка будет поездом. Т.к. мощность менее 4 кВт, таможится он будет как материальная ценность. Песпошленный порог по весу превышен на 30 кг, по цене - на 200 Евро. 15% от 200 Евро, это 30 Евро. За каждый лишний килограмм платится пошлина 2 Евро, у нас лишних 30 кг, получается 60 Евро. Пошлина за лишний вес больше пошлины за высокую цену, значит платить надо будет только за лишний вес - 60 Евро.
Для тяжёлого электротранспорта
Если вы планируете ввозить электротранспорт посерьёзнее (который у нас признают ТС), то итоговая сумма зависит от трёх факторов - год выпуска, цена и мощность электрокара. При ввозе ТС необходимо оплатить таможенную пошлину, акциз, НДС, утилизационный сбор и сбор за таможенное оформление. Рассмотрим каждое составляющее по отдельности.
Таможенная пошлина - в соответствии с указом правительства РФ от 4 мая 2020 года, до 31 декабря 2021 года, таможенную пошлину на ввозимый электромобиль платить не надо.
Акциз - зависит от мощности двигателя
НДС - Cоставляет 20% от суммы: таможенная пошлина + акциз + каталожная стоимость авто.
Утилизационый сбор
Формируется из базовой ставки и коэффициента. Базовая ставка - 20000 рублей, коэффициент для некоммерческих ТС, моложе 3-х лет - 0,17, старше 3-х лет - 0,26. Значит утилизационный сбор электрокара моложе 3-х лет - 3400 рублей, старше 3-х лет - 5200 рублей.
Сбор за таможенное оформление
Зависит от стоимости ТС, таблица приведена ниже.
Пример рассчёта
Везём из Германии Audi e-tron в базовой комплектации, самый простой, его стоимость на официальном сайте - примерно 70000 Евро, примем эту цифру за каталожную стоимость. 1 Евро будем считать за 90 рублей.
Таможенной пошлины до конца 2021 не будет, считаем остальное.
Акциз, при мощности двигателя 230 кВт, это 312 л.с., согласно таблице, умножаем на 1363 рубля, получаем увесистые 425256 рублей.
Сбор за таможенное оформление - при цене до 7000000 рублей - 20000 рублей.
Утилизационный сбор - для нового автомобиля - 3400 рублей.
НДС - 20% от 0 + 6300000 + 425256 = 1345051
Итого 425256 + 20000 + 3400 + 1345051 = 1793707 рублей.
Стоимость автомобиля и растаможки - 6300000 + 1793707 = 8093707 рублей. Получается, что из этой суммы, за растаможку мы отдаём чуть больше 22%. Добавьте ещё к этой сумме стоимость доставки - её мы не считали.
Учитывая минимальную стоимость на новый e-tron, взятую с auto.ru в момент написания этой статьи - 5780000 рублей - экономического смысла заниматься ввозом этой модели электрокара пока нет.
Для лёгкого электротранспорта
Электротранспорт мощностью до 4 кВт, у нас пока на подлежит постановке на учёт как ТС, его нельзя застраховать как ТС, у него нет паспорта ТС (в привычном нашему автомобилисту понимании), соответственно и таможится он не как ТС, а как материальная ценность. На материальные ценности есть беспошлинный порог, зависит от он способа ввоза, всего их 3.
Первый - воздушным транспортом - вес не более 50 кг, цена не более 10000 Евро.
Второй - наземным транспортом - вес не более 25 кг, цена не более 500 Евро.
Третий - посылки - вес не более 31 кг, цена не более 200 Евро.
Если превышены оба параметра, то пошлина платится только за тот, где сумма оплаты больше. Базовая пошлина - 15% от превышения беспошленного порога. Пример рассчёта: вы заказали в Китае электроскутер мощностью 3 кВт, его вес - 80 кг, стоимость - 700 Евро, доставка будет поездом. Т.к. мощность менее 4 кВт, таможится он будет как материальная ценность. Песпошленный порог по весу превышен на 30 кг, по цене - на 200 Евро. 15% от 200 Евро, это 30 Евро. За каждый лишний килограмм платится пошлина 2 Евро, у нас лишних 30 кг, получается 60 Евро. Пошлина за лишний вес больше пошлины за высокую цену, значит платить надо будет только за лишний вес - 60 Евро.
Для тяжёлого электротранспорта
Если вы планируете ввозить электротранспорт посерьёзнее (который у нас признают ТС), то итоговая сумма зависит от трёх факторов - год выпуска, цена и мощность электрокара. При ввозе ТС необходимо оплатить таможенную пошлину, акциз, НДС, утилизационный сбор и сбор за таможенное оформление. Рассмотрим каждое составляющее по отдельности.
Таможенная пошлина - в соответствии с указом правительства РФ от 4 мая 2020 года, до 31 декабря 2021 года, таможенную пошлину на ввозимый электромобиль платить не надо.
Акциз - зависит от мощности двигателя
Мощность двигателя | Ставка акциза |
---|---|
< 66 кВт (90 л.с.) | 0 руб. за 1 л.с. |
67-110 кВт (91-150 л.с.) | 49 руб. за 1 л.с. |
111-147 кВт (151-200 л.с.) | 472 руб. за 1 л.с. |
148-220 кВт (201-300 л.с.) | 773 руб. за 1 л.с. |
221-294 кВт (301-400 л.с.) | 1317 руб. за 1 л.с. |
295-367 кВт (401-500 л.с.) | 1363 руб. за 1 л.с. |
> 368 кВт (501 л.с.) | 1408 руб. за 1 л.с. |
НДС - Cоставляет 20% от суммы: таможенная пошлина + акциз + каталожная стоимость авто.
Утилизационый сбор
Формируется из базовой ставки и коэффициента. Базовая ставка - 20000 рублей, коэффициент для некоммерческих ТС, моложе 3-х лет - 0,17, старше 3-х лет - 0,26. Значит утилизационный сбор электрокара моложе 3-х лет - 3400 рублей, старше 3-х лет - 5200 рублей.
Сбор за таможенное оформление
Зависит от стоимости ТС, таблица приведена ниже.
Стоимость ТС, руб. | Стоимость оформления, руб. |
---|---|
< 200 000 | 775 |
< 450 000 | 1 550 |
< 1 200 000 | 3 100 |
< 2 700 000 | 8 530 |
< 4 200 000 | 12 000 |
< 5 500 000 | 15 500 |
< 7 000 000 | 20 000 |
< 8 000 000 | 23 000 |
< 9 000 000 | 25 000 |
< 10 000 000 | 27 000 |
> 10 000 000 | 30 000 |
Пример рассчёта
Везём из Германии Audi e-tron в базовой комплектации, самый простой, его стоимость на официальном сайте - примерно 70000 Евро, примем эту цифру за каталожную стоимость. 1 Евро будем считать за 90 рублей.
Таможенной пошлины до конца 2021 не будет, считаем остальное.
Акциз, при мощности двигателя 230 кВт, это 312 л.с., согласно таблице, умножаем на 1363 рубля, получаем увесистые 425256 рублей.
Сбор за таможенное оформление - при цене до 7000000 рублей - 20000 рублей.
Утилизационный сбор - для нового автомобиля - 3400 рублей.
НДС - 20% от 0 + 6300000 + 425256 = 1345051
Итого 425256 + 20000 + 3400 + 1345051 = 1793707 рублей.
Стоимость автомобиля и растаможки - 6300000 + 1793707 = 8093707 рублей. Получается, что из этой суммы, за растаможку мы отдаём чуть больше 22%. Добавьте ещё к этой сумме стоимость доставки - её мы не считали.
Учитывая минимальную стоимость на новый e-tron, взятую с auto.ru в момент написания этой статьи - 5780000 рублей - экономического смысла заниматься ввозом этой модели электрокара пока нет.
Какой налог?
Формально налог на электромобили в РФ не отличается от налога на обычные автомобили. Рассчитать налог можно, зная 3 переменных - мощность, год выпуска и регион, в котором зарегистрированно транспортное средство. Порядок расчёта подробно приведён ниже.
Но есть и хорошие новости — по состоянию на октябрь 2020 года, в ряде регионов налог на электротранспорт отменён, от ежегодного платежа освобождены собственники, зарегистрировавшие свои авто в:
Если вам всё же необходимо рассчитать транспортный налог, при этом вы не пользуетесь льготами и ваш автомобиль не попадает под повышающий коэффициент*, то формула довольно простая - A x B x C, где
A - ставка налога, в рублях
B - мощность ТС, в лошадиных силах
C - период владения ТС (кол-во месяцев владения разделить на 12)
Ставка налога определяется законами того региона РФ, где зарегистрировано ТС. Например, в Москве, в зависимости от мощности ТС, есть 8 ставок. Ниже указано, как именно ставка зависит от мощности ТС.
Пример расчёта: легковое ТС зарегистрировано в Москве, владеете им 6 месяцев, мощность двигателя - 190 л. с., ставка 50 рублей за лошадиную силу. Получается 50 х 190 х (6:12) = 4750 рублей. Для юридических, физических лиц и ИП, на данный момент, порядок расчёта не отличается.
* Список ТС, попадающих под повышающий коэффициент (при средней стоимости ТС ~3 млн. рублей, согласно "налогу на роскошь"), ежегодно утверждает Минпромторг, с полным списком за 2020 год можно ознакомиться по этой ССЫЛКЕ.
Но есть и хорошие новости — по состоянию на октябрь 2020 года, в ряде регионов налог на электротранспорт отменён, от ежегодного платежа освобождены собственники, зарегистрировавшие свои авто в:
- Амурской области
- Кабардино-Балкарской республике
- Калужской области
- Калининградской области
- Курской области
- Липецкой области
- Московской области
- Севастополе (до 2023 года)
- Санкт-Петербурге
- Тюменской области
- Иркутской области
Если вам всё же необходимо рассчитать транспортный налог, при этом вы не пользуетесь льготами и ваш автомобиль не попадает под повышающий коэффициент*, то формула довольно простая - A x B x C, где
A - ставка налога, в рублях
B - мощность ТС, в лошадиных силах
C - период владения ТС (кол-во месяцев владения разделить на 12)
Ставка налога определяется законами того региона РФ, где зарегистрировано ТС. Например, в Москве, в зависимости от мощности ТС, есть 8 ставок. Ниже указано, как именно ставка зависит от мощности ТС.
Мощность двигателя | Ставка налога |
---|---|
< 73,55 кВт (100 л.с.) | 12 руб. за 1 л.с. |
73,55 - 91,94 кВт (100 - 125 л.с.) |
25 руб. за 1 л.с. |
91,94 - 110,33 кВт (125 - 150л.с.) |
35 руб. за 1 л.с. |
110,33 - 128,7 кВт (150 - 175 л.с.) |
45 руб. за 1 л.с. |
128,7 - 147,1кВт (175 - 200 л.с.) |
50 руб. за 1 л.с. |
147,1 - 165,5 кВт (200 - 225 л.с.) |
65 руб. за 1 л.с. |
165,5 - 183,9 кВт (225 - 250 л.с.) |
75 руб. за 1 л.с. |
> 183,9 кВт (250 л.с.) |
150 руб. за 1 л.с. |
Пример расчёта: легковое ТС зарегистрировано в Москве, владеете им 6 месяцев, мощность двигателя - 190 л. с., ставка 50 рублей за лошадиную силу. Получается 50 х 190 х (6:12) = 4750 рублей. Для юридических, физических лиц и ИП, на данный момент, порядок расчёта не отличается.
* Список ТС, попадающих под повышающий коэффициент (при средней стоимости ТС ~3 млн. рублей, согласно "налогу на роскошь"), ежегодно утверждает Минпромторг, с полным списком за 2020 год можно ознакомиться по этой ССЫЛКЕ.
Эксплуатация
Наличие запчастей
Тут всё просто, ситуация примерно та же, что и с обычными автомобилями - чем популярнее модель, тем меньше проблем с запчастями, но есть один нюанс - в электрокаре намного меньше узлов, требующих регулярный ремонт, или замену, но об этом ниже, в ответе про преимущества электрокара перед обычным автомобилем. Как подсказка - ниже актуальный на октябрь 2020 года список наиболее распространённых в Европе электрокаров, с запчастями на них точно проблем быть не должно.
Как часто меняется АКБ?
В этом вопросе многое зависит от эксплуатации и типа АКБ. В большинстве электрокаров используются литий-ионные АКБ, они требуют замены в худшем случае каждые 6-7 лет. Если речь идёт о литий-титанатных АКБ (разновидность литий-ионных АКБ, такой стоит, например, в i-MiEV, выпущенной для японского рынка), то их срок исправной работы в 1,5-2 раза больше, но они, при аналогичной мощности, дороже и тяжелее.
Какие АКБ лучше?
При том, что на любой электротранспорт возможно установить любой тип АКБ, ответ достаточно прост - на данный момент это литий-ионные (Li-Ion) АКБ, они обладают повышенной плотностью энергии, относительно хорошо переживают повышенные и пониженые температуры окружающей среды, способны отдать много мощности за короткий промежуток времени. Количество циклов заряд-разряд, у большинства производителей, на данный момент не менее 1000.
Где обслуживать, как проходить ТО?
Тут ситуация та же, что и с запчастями. Пока электрокар на гарантии, ТО рекомендуется проходить у официального дилера. Если в РФ официального дилера нет, или вы находитесь от него слишком далеко, или автомобиль уже не на гарантии, то почти с любой возникшей проблемой, смогут справится на стороннем автосервисе, где за деньги возьмут в работу любой автомобиль. Есть вариант лучше - обратиться в так называемый "клубный" сервис, такой есть почти у каждого уважающего себя автосообщества. Электрокары Тесла например официально в РФ пока не реализуются, желающие пригоняют себе их из Америки, или из Европы. Часто эти автомобили уже не на гарантии, а если и на гарантии, то не каждый будет готов обратиться в официальный сервисный центр, который находится, например в Германии. Таких людей уже достаточно, они образовали клуб со своим сервисом, где помимо устранения неисправностей предлагается тюнинг (чаще всего это прошивка), причём ценик чаще всего ниже официального. Филиалы этого клуба появятся и в других городах-миллионниках, это лишь вопрос времени, ведь владельцев Тесла у нас с каждым днём всё больше.
Из приятных моментов, можно выделить то, что сама процедура ТО для электрокара происходит намного быстрее и проще (а значит, скорее всего дешевле), чем для обычного авто с ДВС, причина - отсутствие моторного масла, фильтра и кучи сопутствующих прокладок. В электромоторах с масляным охлаждением оно есть, но менять его как в ДВС, каждые 10-15 тысяч километров не надо.
Из приятных моментов, можно выделить то, что сама процедура ТО для электрокара происходит намного быстрее и проще (а значит, скорее всего дешевле), чем для обычного авто с ДВС, причина - отсутствие моторного масла, фильтра и кучи сопутствующих прокладок. В электромоторах с масляным охлаждением оно есть, но менять его как в ДВС, каждые 10-15 тысяч километров не надо.
Запас хода на одном заряде?
Напрямую зависит от ТС, например, для безымянного китайского электроскутера мощностью до 4 киловатт это от 30 до 80 километров, при средней скорости примерно в 50 км/ч. Для электромобиля начального уровня, как Mitsubishi i-MiEV мощностью 49 киловатт (67 л.с.) это от 100 километров, при средней скорости в 60 км/ч. Для чуть более серьёзного BMW i3 мощностью 125 киловатт (170 л.с.) заявлен запас хода в 260 км, без учёта средней скорости, это при том, что до первой сотни этот малыш разгоняется всего за 7,3 секунды. Для всем известной Tesla Model 3, которая в 2020 году стала самым продаваемым электрокаром в мире (по версии Uswitch), заявленные характеристики выше - в зависимости от комплектации, это 350-520 км на одном заряде, при мощности 190-340 киловатт (258-462 л.с.) и разгоне до 100 км/ч за 3,5-5,8 секунды. Процедуру замера запаса хода электрокар проходит при сертификации, перед тем, как массово поступить в продажу. Есть несколько типов сертификации, каждая из них по способу замера отличается, подробнее об этом можно прочесть ЗДЕСЬ.
Скорость зарядки?
Тут надо учитывать несколько факторов - мощность силовой установки, ёмкость АКБ и наличие нескольких режимов зарядки. Если речь идёт о простой зарядке, от сети 220 Вольт, то важно понимать, что больше 3,5 киловатт ни одна розетка не "отдаст", значит АКБ ёмкостью 16 киловатт/час (как у i-MiEV например), при максимальной мощности зарядки в 3,5 киловатт, займет примерно 5 часов. Но на деле, мощность зарядки от 220 Вольт всегда ниже 3,5 киловатт и полный заряд в обычном режиме займёт примерно 7 часов. В режиме быстрой зарядки, с 0 до 80% (12,8 киловатт/час) такой АКБ заряжается за 30 минут. Дома такую зарядку установить будет сложно - потребляет она более 25 киловатт, соответственно от обычной розетки её запитать никак не получится.
Вообще вопрос быстрой зарядки можно вынести в отдельную тему. На данный момент, существует 2 глобальных стандарта быстрой зарядки - CCS (так же известный, как SAE Combo) и CHAdeMO, они поддерживаются большинством автопроизводителей. У Tesla свой стандарт - зарядное устройство находится прямо в автомобиле, в стандартной комплектации его мощность - 11 кВт, опционально можно докупить второе ЗУ, соответственно мощность удвоится и станет 22 кВт. Для европейского рынка Tesla поставляется в комплекте с двумя зарядными кабелями, первый для стандартной домашней сети 220 Вольт, второй - для трёхфазной 380 Вольт. Для американского рынка в комплекте с электрокаром идут кабеля только для домашней сети (она там 110 Вольт), а зарядка от трёхфазной сети в этих американках вообще не предусмотрена. Для быстрой зарядки Tesla предусмотрела собственную сеть зарядных станций Supercharge, расположенных в основном на территории США (у нас такая стоит пока только в Сколково), они позволяют быстро зарядить даже самый ёмкий АКБ, подключаясь к нему мимо встроенного в электрокар ЗУ, это позволяет увеличить мощность зарядки с 11 или 22 кВт, до 150 кВт. Крупные европейские производители, такие как BMW, Daimler и VAG (Volkswagen, Audi, Seat, Lamborgini, Bugatti и т.д.) - сторонники стандарта CCS, крупные азиатские производителя больше на стороне CHAdeMO, но пугаться этого не стоит - существуют переходники, которые позволяют быстро заряжаться той же самой Тесле и от CCS, и от CHAdeMO. Отличаются эти стандарты разъёмами подключения и значениями минимальной/максимальной мощности.
Подробнее о типах зарядки и отличиях между ними можно почитать в отдельной статье.
Вообще вопрос быстрой зарядки можно вынести в отдельную тему. На данный момент, существует 2 глобальных стандарта быстрой зарядки - CCS (так же известный, как SAE Combo) и CHAdeMO, они поддерживаются большинством автопроизводителей. У Tesla свой стандарт - зарядное устройство находится прямо в автомобиле, в стандартной комплектации его мощность - 11 кВт, опционально можно докупить второе ЗУ, соответственно мощность удвоится и станет 22 кВт. Для европейского рынка Tesla поставляется в комплекте с двумя зарядными кабелями, первый для стандартной домашней сети 220 Вольт, второй - для трёхфазной 380 Вольт. Для американского рынка в комплекте с электрокаром идут кабеля только для домашней сети (она там 110 Вольт), а зарядка от трёхфазной сети в этих американках вообще не предусмотрена. Для быстрой зарядки Tesla предусмотрела собственную сеть зарядных станций Supercharge, расположенных в основном на территории США (у нас такая стоит пока только в Сколково), они позволяют быстро зарядить даже самый ёмкий АКБ, подключаясь к нему мимо встроенного в электрокар ЗУ, это позволяет увеличить мощность зарядки с 11 или 22 кВт, до 150 кВт. Крупные европейские производители, такие как BMW, Daimler и VAG (Volkswagen, Audi, Seat, Lamborgini, Bugatti и т.д.) - сторонники стандарта CCS, крупные азиатские производителя больше на стороне CHAdeMO, но пугаться этого не стоит - существуют переходники, которые позволяют быстро заряжаться той же самой Тесле и от CCS, и от CHAdeMO. Отличаются эти стандарты разъёмами подключения и значениями минимальной/максимальной мощности.
Подробнее о типах зарядки и отличиях между ними можно почитать в отдельной статье.
Какие виды электротранспорта сейчас существуют?
На данный момент почти все виды транспорта (в том числе те, которые ранее вполне обходились вообще без двигателя, например самокат) есть как в версии с гибридным ДВС, так и с электрическим двигателем. Электромобили, электромотоциклы, электроскутеры, электровелосипеды, электросамокаты и т.д., даже электроскейты есть. Полным ходом идёт разработка летательных аппаратов на электротяге, уже собраны и опробованы опытные образцы.
Уже сейчас на дорогах Москвы не редко можно встретить электроавтобусы. Не забываем про трамваи и троллейбусы, которые всегда работали на электричестве. Электропоезда на загородных направлениях и на линиях метро, монорельс. В портах используется погрузочные и грузовые электрокары на свинцово-кислотных АКБ, нередко переделанные из обычных УАЗиков, эту технологию освоили более 100 лет назад.
Почему именно сейчас выбор электротранспорта, доступного для покупки обычному человеку, так сильно вырос, если технология известна давно? Всё просто - аккумуляторные батареи, необходимые таким ТС, наконец-то стали доступными в плане цены и производства, а растущая с каждым днём мощность батарей (в следствии использования новых материалов и технологий), позволяет их делать легче по весу и меньше в объёме. Именно это позволяет установить электродвигатели почти на любую современную технику, от игрушечного квадрокоптера с камерой, до пассажирского, или грузового лайнера.
Уже сейчас на дорогах Москвы не редко можно встретить электроавтобусы. Не забываем про трамваи и троллейбусы, которые всегда работали на электричестве. Электропоезда на загородных направлениях и на линиях метро, монорельс. В портах используется погрузочные и грузовые электрокары на свинцово-кислотных АКБ, нередко переделанные из обычных УАЗиков, эту технологию освоили более 100 лет назад.
Почему именно сейчас выбор электротранспорта, доступного для покупки обычному человеку, так сильно вырос, если технология известна давно? Всё просто - аккумуляторные батареи, необходимые таким ТС, наконец-то стали доступными в плане цены и производства, а растущая с каждым днём мощность батарей (в следствии использования новых материалов и технологий), позволяет их делать легче по весу и меньше в объёме. Именно это позволяет установить электродвигатели почти на любую современную технику, от игрушечного квадрокоптера с камерой, до пассажирского, или грузового лайнера.